Нервная система собак
Нервная система. Определение и структура. Функции нервной системы
Нервная система млекопитающего, в частности собаки – это четкий и слаженный механизм, обеспечивающий взаимодействие организма с внешней средой, координирующий работу всех систем и органов, в том числе органов чувств. Два основных отдела – головной и спинной мозг представляют собой центральную нервную систему. Периферическая система – это черепно-мозговые и спинные нервы, ведущие к многочисленным нервным клеткам (нейронам), расположенным во всех тканях и органах животного.
Основная функция нервной системы – передача и анализ информации. Осуществляется эта функция путем рефлекса.
Рефлекс – это реакция организма на внешний раздражитель. Рефлексы бывают безусловные и условные.
Безусловные – врожденные рефлексы, например, сосательный рефлекс у новорожденного щенка, моргание, чихание, выделение слюны при попадании пищи в рот. Безусловные рефлексы одинаковы у собак любых пород, они присущи всему виду животных и нужны для адаптации собаки или щенка к постоянным условиям. Эти рефлексы не угасают самостоятельно (за исключением рефлексов новорожденных). Они жизненно важны.
Условные рефлексы вырабатываются у собаки в течение всей жизни. Они индивидуальные. Это связано с различными условиями жизни собак, с дрессировкой, воспитанием, различными событиями. Условный рефлекс – реакция на определенный раздражитель (звук, свет, время). Например, то, что собака откликается на кличку – это условный рефлекс, реакция на звук – голос хозяина, произносящего имя животного. Условные рефлексы могут угасать или изменяться. Так, если с собакой долго не заниматься, она забудет команды, которым ее обучили. Знание принципов условных рефлексов и понимание основ высшей нервной деятельности животного позволяет тренировать послушание и заниматься дрессировкой со щенком или взрослой собакой. Условные рефлексы не передаются по наследству. Щенка хорошо обученной служебной собаки придется учить всему заново. Однако обучаемость в целом генетически закреплена. Поэтому, если вы хотите получить служебную собаку, щенка надо брать от рабочих родителей. Существуют породы собак, более приспособленные к различным службам и спортивным дисциплинам. Это тоже говорит о том, что обучаемость и определенные свойства нервной системы передаются по наследству. Известно, что малинуа – прекрасные полицейские собаки, лабрадоры – проводники слепых, бордер колли – спортивные чемпионы.
Здоровье нервной системы
Здоровье нервной системы собаки зависит от многих факторов. Различают наследственные (врожденные) и приобретенные патологии. К врожденным заболеваниям головного мозга относят истинную эпилепсию, гидроцефалию и некоторые другие патологии. Наследственная предрасположенность к заболеваниям спинного мозга – болезни дисков – прослеживается у пород с длинным туловищем и короткими лапами (таксы, бассет-хаунды).
Факторами риска заболеваний нервной системы являются перенесенные тяжелые инфекции, травмы, а также жестокое обращение и недостаточное или неполноценное питание. Основные признаки заболеваний нервной системы – судороги, тики, припадки, внезапная смена настроения, апатия, агрессия.
В последнее время частым явлением у собак стали неврозы навязчивых состояний. Связано это с урбанизацией и вследствие этого – недостаточным выгулом животных, сокращением общения между собакой и владельцем. К неврозам навязчивых состояний относят: чрезмерное вылизывание, выкусывание несуществующих блох, самотравмирование, маниакальную погоню за собственным хвостом, поедание несъедобных предметов, немотивированную агрессию. Лечатся невротические состояния прежде всего любовью, вниманием и правильными действиями воспитательного характера со стороны владельца. В тяжелых случаях применяют антидепрессанты.
Развитие нервной системы у плода и щенка
Период беременности у суки длится около 60 дней. Закладка нервной системы будущего щенка происходит на 17–20 день после оплодотворения. При этом размер плода составляет всего несколько миллиметров. Очень важно правильное питание беременной суки и спокойная привычная обстановка вокруг нее. Еще во время планирования беременности надо обязательно вакцинировать суку и сделать обработку от глистов. Инфекционные заболевания в период беременности могут нанести непоправимый вред плодам!
Щенок рождается со сформированной центральной и периферической нервной системой. Органы чувств начинают работать постепенно. В неонатальный период (от рождения до открытия глаз) у щенков хорошо выражен термальный рефлекс (когда холодно, щенки жмутся друг к другу или к маме), осязание, меньше выражены обоняние и вкус. В этот период щенку очень важно получать молоко матери-собаки. В нем содержится все необходимое для правильного развития нервной системы малыша, например, полиненасыщенные жирные омега-3 кислоты – докозагексаеновая (ДГК) и эйкозапентаеновая (ЭПК). Эти кислоты напрямую влияют на развитие головного мозга и, в частности, зрительного анализатора.
Примерно к 19–21 дню жизни у щенков начинают работать все органы чувств. Главными становятся зрение, обоняние и слух. Но исследования показывают, что в этом возрасте щенок еще не способен к выработке условных рефлексов. Трехнедельные щенки расползаются из гнезда и изучают мир вокруг. Для них по-прежнему очень важно мамино молоко, но многие заводчики начинают вводить прикорм.
С 21 дня до окончания периода грудного вскармливания проходит период социальной адаптации. Щенки начинают замечать присутствующих людей, проявляют любопытство, отходят дальше от гнезда, играют, дерутся, рычат. В этот период можно примерно предсказать будущий характер щенка, определяемый типом нервной деятельности. Холерик или сангвиник, флегматик или меланхолик? Подобная человеческая классификация применима и для собак.
После прекращения материнского кормления и до наступления половой зрелости длится юношеский (ювенильный период). В этом возрасте щенок обычно покидает заводчика и отправляется в новый дом. Это бурный период социализации и установки иерархических связей. Стаей для щенка становится семья его владельца. От человека зависит, какое место в стае займет молодая собака. Воспитание и дрессировка в этот период – закладка правильного поведения и здоровой психики собаки на всю жизнь.
Развитие когнитивных функций
Когнитивный процесс – это процесс познания. У собаки к когнитивным функциям относят: внимание, память, умение сосредоточиться на выполнении задачи, восприимчивость к послушанию и дрессировке. У человека это также мышление, речь, способность распознавать информацию, анализировать, рассуждать.
Особенно ярко когнитивные способности собак раскрываются в процессе дрессировки. Не надо забывать, что талант дрессировщика тоже очень важен, это тонкий и увлекательный процесс взаимодействия человека и собаки!
Уже в самом раннем щенячьем возрасте надо начинать заниматься с собакой. Процесс воспитания послушания у щенка – это взаимовыгодная игра. Очень важно так называемое *положительное подкрепление*. Если щенок демонстрирует желательное поведение, его тут же поощряют крокетой корма, лакомством или игрой. Не скупитесь на эмоции! Если щенок выполнил команду, хвалите его: «Молодец! Какая хорошая собака! Хорошо!». Назовите его кличку, радуйтесь искренне! Малыш запомнит ваш восторг и постарается заслужить поощрение снова и снова. А вот ругать за невыполненную команду не стоит, лучше просто строго произнести «Нет!», обязательно добиться желаемого и поощрить собаку лакомством.
В зоомагазинах продаются развивающие игрушки для щенков. Как правило, это различные лабиринты, в которые помещается корм. Собака вынуждена подумать, чтобы достать вожделенное лакомство.
В дни, когда вы занимаетесь с собакой, не кормите ее из миски. Берите корм с собой на дрессировочную площадку или на прогулку и выдавайте за послушание. Так у вашего питомца будет сохраняться интерес к занятиям.
Очень важна ранняя социализация щенка. Собака, как и ее предки – волки и шакалы, существо социальное. Уже в возрасте до 3 месяцев складывается общее представление о мире, как о враждебной или, наоборот, доброжелательной среде. В условиях города собака обязательно должна обладать социальными навыками, нейтрально относиться к людям и другим животным, иначе содержание такого пса будет создавать проблемы для владельца. Полезное упражнение – прогулка по оживленному тротуару, поход в ветеринарную клинику (конечно, щенок должен быть вакцинирован!). Попросите людей или врачей в клинике погладить щенка, назвать его кличку, похвалить. Дайте ему лакомство, поощрите за смелость! В дальнейшем вы вспомните свои усилия с благодарностью, когда с подросшей собакой вам надо будет сходить в клинику на прививку или стрижку когтей!
Изменения когнитивных функций с возрастом
Старение организма влечет за собой множество необратимых изменений. В том числе страдает головной мозг. Снижается снабжение мозга кислородом, изменяется химический состав различных нейромедиаторов (серотонина, допамина, норадреналина). С возрастом у собак в сером веществе головного мозга накапливается особый белок В-амилоид, который разрушает нервные клетки и связь между ними, уменьшается сам объем головного мозга. В таком случае может возникнуть описанный у собак старше 10 лет синдром когнитивной дисфункции.
Нарушается память, обучаемость, ориентирование в пространстве. Частый симптом – нарушение сна и лай (вой) без видимых причин, особенно ночью. Собака может забыть подъезд своего дома, свернув в другую сторону после прогулки, забыть ранее выученные команды, могут возникнуть проблемы с туалетом. Эти признаки схожи со снижением когнитивных функций пожилого человека.
Таким животным требуется особенное внимание и забота со стороны владельца, а иногда и помощь ветеринарного врача. Прежде всего, пожилым собакам необходима диспансеризация, многие заболевания легче поддаются коррекции, когда они выявлены на ранних стадиях. Поддержать функцию головного мозга способен специальный рацион PRO PLAN® c комплексом OPTIAGE®, обогащенный антиоксидантами и полиненасыщенными жирными кислотами. Рекомендуется кормить им собак мелких и карликовых пород с 9 лет, а средних и крупных пород уже с 7 лет.
Статья на нашем канале Яндекс Дзен.
Автор
Наталья Валентиновна Корнилова - ветеринарный врач. Область интересов – стоматология и челюстно-лицевая хирургия. С 1997 года работала в клиниках Москвы и Подмосковья, прошла путь от ассистента до главного врача. Последние 8 лет работает в клинике Раденис (Солнечногорск, Зеленоград). С 2018 года преподает Ветеринарную Стоматологию в РУДН. Эксперт Национальной Ветеринарной Палаты в области стоматологии.